Знакомство ребёнка с основами арифметики – это важная задача, которая ложится на плечи родителей. Для того чтобы вложить в сознание вашего сына или дочери систему сложения и вычитания, требуется немало терпения и подготовленности к вопросу. В этой статье мы расскажем, как минимизировать прилагаемые усилия и грамотно объяснить ребёнку базовые составляющие арифметических операций с числами.
Как научить считать в пределах 20?
Первый и самый сложный шаг кроется в том, как научить ребёнка решать примеры в пределах 20. В связи с этим, перед тем, как класть перед детьми листок со списком примеров, нужно убедиться, что у них сформировалось понимание числа и действий с ним.
Владение навыком счёта, основами арифметических действий в пределах двух десятков – одно из требований при поступлении в первый класс общеобразовательной школы. Педагоги и психологи полагают, что знакомить малыша с миром цифр можно после двух лет, а в 3–4 года – научить его пересчитывать игрушки в пределах десяти.
Если развивающие занятия были эффективными, в 4–5 лет ребёнок готов к обучению простейшим арифметическим действиям со вторым десятком числового ряда.
С чего нужно начать?
Начать следует с визуализации чисел – это всем нам знакомые примеры с яблоками, палочками и другими предметами, которые можно потрогать и рассмотреть с разных сторон. Операции с подобными предметами помогут связать в сознании ребёнка процесс обладания применительно к числу – у тебя есть яблоко, я даю тебе ещё одно, сколько яблок получается в итоге.
Если вы уверены в том, что ребёнок воспринимает числа и может ассоциировать предмет и числовую абстракцию (примерно 4-5 лет), то можно приступать к выполнению более сложных математических алгоритмов.
Упражнения
Упражнения на счёт до 20 следует выстраивать по мере возрастания сложности. Первые примеры желательно иллюстрировать, либо найти уже имеющиеся в интернете иллюстрации и распечатать их, чтобы ваш сын или дочь могли на бумаге помечать пересчитанные предметы. До первого десятка проблем обычно не возникает, и способность прийти к верному результату ограничивается только знанием цифр от 1 до 9 и количеством повторений.
Сами примеры тоже желательно распечатать, либо написать жирным почерком, чтобы они максимально легко читались.
Не забывайте, что детям требуется время на каждый из примеров, и не спешите предложить правильное решение – пусть ребёнок подумает, предложит свой вариант. Всегда анализируйте ошибки, старайтесь, чтобы ребёнок рассказывал вам о том, что именно он не понимает. Это научит его формулировать свою мысль, используя простейшие математические понятия.
В любой домашней игровой комнате достаточно счётного материала: кубики, солдатики, машинки, посуда из набора. Мама может использовать для обучения любимые ролевые игры дошкольников: «дочки-матери», гараж, поликлиника, магазин и прочее. Несколько эффективных упражнений на арифметические действия:
- предложите ребёнку завести в гараж сначала две машинки, а затем ещё три. Озвучьте название действия – сложение. Продублируйте пример на кубиках;
- отправьте в поликлинику двух «дочек с мамой», а затем расскажите, что одна из них выздоровела. На примере возврата одной из кукол домой можно объяснить вычитание.
Для обучения арифметическим действиям полезно использовать кубики, карточки с картинками. Знакомство с парами чисел удобно демонстрировать на зверушках, имеющих по две пары лапок. С помощью любых предметов можно объяснить малышу, что означает число ноль.
Переход к числам второго десятка
Одной из главных трудностей в понимании является переход на числа второго десятка. В детском сознании не сразу появляется представление о больших числах и том, что числами можно оперировать в абстракции.
Рисовать двадцать пять яблок, конечно же, не надо, но тем не менее помочь ребёнку с представлением большого числа необходимо. Для этого помогут счёты. Объясните принцип их действия, после чего переходите к примерам на бумаге.
Чтобы научить дошкольника вычитать и складывать в пределах двадцати, ему придётся объяснять разрядность чисел. Сделать это при помощи игрового материала не так просто. Отличным представлением десятичной системы счисления являются счёты. В них наглядно видно, где располагаются десятки, а где – единицы.
Ментальная арифметика от smartum в помощь ребёнку!
Хорошим подспорьем для того, чтобы научить ребёнка считать в пределах двух десятков и даже первой сотни, будет посещение занятий по ментальной арифметике. Главным преимуществом данной методики является не только тот факт, что вы решите вопрос, как научить ребёнка решать примеры, но и подарите ему возможность самореализации, способность использовать два полушария мозга.
Это не магия. Всё дело в том, что на уроках ментальной математики дети пользуются счётами соробан, которые позволяют визуализировать вычислительный процесс, тем самым помогая детям задействовать не только логические связи сознания, но и творчество.
Счёты – полезный инструмент для обучения. Но при условии, что родители владеют методикой, показывают правильные упражнения. Альтернатива домашним занятиям – курс ментальной арифметики, на который принимают детей дошкольного возраста. Одна из целей занятий – это обучение быстрому счёту в уме при помощи вычислительной доски абакус. Эта задача достигается уже через пару месяцев. Глобальных результатов гораздо больше: мощный скачок оперативности мыслительных процессов, развитое наглядное восприятие, более высокий интеллект.
Занятия ментальной арифметикой – отличный вариант дошкольной подготовки. Высокие результаты доказаны многочисленными практическими примерами.